ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА
ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА
Первый заместитель руководителя администрации Главы Республики Саха (Якутия) и правительства Республики Саха (Якутия)
о спикере
До мая 2020 года Елена Кузнецова занимала должность заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), где руководила реализацией на базе министерства пилотного проекта по оптимизации процессной деятельности.

«Один из самых важных этапов в государственном управлении — реинжиниринг бизнес-процессов.

Не может государственный служащий готовить выписку из существующей информационной системы, ставить на ней подпись и тратить на это 10 дней. Абсолютно логично внести изменения в нормативные документы и передать эту деятельность, например в подведомственные учреждения».

Елена Кузнецова уделяет много внимания психологическому аспекту работы с сотрудниками и формированию современной культуры госслужащего, подчеркивает первостепенное значение веры в людей и веры людям.

«Если мы занимаемся цифровой трансформацией, мы не должны говорить только про IT. Самый первый базовый уровень бизнес-процесса — это культура.

В рамках этого проекта нам удалось самое главное — собрать замечательную команду из людей, которые готовы меняться. Возможно, им чего-то не хватает или они еще сами не до конца поняли, что хотят меняться, но они «делатели», у них горят глаза. Они внушают своему окружению, что трансформация действительно нужна и важна. Так создается эффективная среда, и не где-то, а в бюрократической системе, которая сложилась в органах власти».

Примечание: Интервью записано в конце 2019 года.
Задайте вопрос спикеру
Заполните поля, и мы отправим ваш вопрос спикеру.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Политика в отношении обработки персональных данных
1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных онлайн-проекта "Цифровой алмаз" (далее – Оператор).

  1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

  2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://цифровойалмаз.рф.



2. Основные понятия, используемые в Политике

  1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

  2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

  3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://цифровойалмаз.рф;

  4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

  5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

  6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

  7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

  8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) веб-сайта http://цифровойалмаз.рф;

  9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://цифровойалмаз.рф;

  10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

  11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

  12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

  13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.



3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

  1. Фамилия, имя, отчество;

  2. Электронный адрес;

  3. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

  4. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.



4. Цели обработки персональных данных

  1. Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем.

  2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

  3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.



5. Правовые основания обработки персональных данных

  1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://цифровойалмаз.рф. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

  2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).



6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

  1. Оператор принимает на себя обязанность по нераскрытию и нераспространению персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством.

  2. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

  3. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».



7. Трансграничная передача персональных данных

  1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.



8. Заключительные положения

  1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты support-cdto@ranepa.ru.

  2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

  3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу http://цифровойалмаз.рф.



материалы
Смотреть
трансляцию
Смотреть
лекции
читать
лекцию
слушать
лекцию
Елена Кузнецова, с 30 апреля 2020 года — 1-й заместитель руководителя администрации Главы и правительства Республики Саха (Якутия)
Примечание:

Интервью записано в конце 2019 года, когда Елена Кузнецова занимала должность заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

В ходе цифровой трансформации у нас созданы соответствующие органы, есть лаборатории, так называемое госуправление 4.0, которые курирует председатель правительства Владимир Викторович Солодов [с 3 апреля 2020 года врио губернатора Камчатского края. — Примеч. ред.]. В рамках данной лаборатории реализуется проект, который курирую я. То, чем мы занимаемся, — не сама цифровая трансформация, а база, на которой она будет выстраиваться. Это один из самых важных этапов в государственном управлении — реинжиниринг бизнес-процессов. Реализуется пилотный проект на базе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Мы поставили себе более широкую задачу: не только перестроить бизнес-процессы, но и внести структурные изменения в министерство, то есть создать оптимальную модель осуществления деятельности в органах власти.

Мы взяли обычное министерство, ничем не отличающееся от других. Структура управления процессами в любом ведомстве строится таким образом, что все сотрудники осуществляют три вида деятельности: функциональный вид — решение стратегических задач, процессная деятельность и проектная деятельность. Мы постарались разложить всю работу министерства на три этих блока. Взяли положение о министерстве [см. постановление от 26.05.2011 № 226 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)». — Примеч. ред.], выписали все процессы, потом наши сотрудники заполняли таблицы в течение месяца, указывали все, что они делают за день. Затем мы все таблицы свели, и у нас получилось 572 процесса, которые осуществляются в министерстве. Их мы разложили на три пункта: стратегия, процессы и проекты.

В нашем министерстве 86% — осуществление процессной деятельности. Это рутинная вещь, которая повторяется в случае определенных событий. Результат этой деятельности известен, лицо, которое ее осуществляет, тоже абсолютно четко установлено. Данные виды деятельности подлежат автоматизации в первую очередь. Для того чтобы их автоматизировать, мы должны их сначала оптимизировать. Не секрет, что в каждом процессе присутствуют «колодцы» — документ поступает министру, министр его отписывает соответствующему замминистра, замминистра — начальнику подразделения, он — специалисту. Хотя этот документ мог сразу поступить специалисту, и он решил бы его в течение 10—15 минут. Но в государственных органах все построено иначе. Мы видим, что на выполнение одного действия, которое занимает 10 минут, мы тратим 10—15 дней. Конечно, это неправильно. Построен данный процесс абсолютно неверно. Поэтому я считаю, что перестройка бизнес-процессов и приведение их в оптимальный вид — первый и самый главный этап.

Большую часть процессной деятельности можно перенести из органов власти в подведомственные структуры. Не может государственный служащий готовить выписку из существующей информационной системы, ставить на ней подпись и тратить на это 10 дней. Абсолютно логично внести изменения в нормативные документы и передать эту деятельность. Проектные работы можно передать на аутсорсинг, у нас в министерстве это уже иногда осуществляется, например, передано проведение кадастровых работ.

Также мы постарались подойти иначе к подбору и распределению персонала. Существующая система подбора госслужащих построена не по компетентностному подходу, а это очень важно. Для осуществления процессной деятельности необходимы люди определенного склада характера. Не каждый может в кабинете без окон сидеть за компьютером весь день и решать рутинные задачи. Проектной деятельностью должны заниматься люди с совершенно иными компетенциями. Они должны внушать к себе доверие, быть ориентированными на результат, что не так нужно для процессной деятельности. Если говорить про стратегическую деятельность, то для нее крайне важен горизонт видения человека. Мне кажется, в России с этим есть определенные проблемы. Почему-то планирование простирается не больше, чем на 5 лет, а надо планировать на 20 или на 50 лет.

В рамках данного проекта мы создаем три модели компетенции государственных служащих. Первая модель будет касаться процессной деятельности, вторая модель — проектной и третья — стратегической.

Кроме того, в структуре управления должен появиться менеджер, заместитель министра, отвечающий за процессные вопросы, потому что у них несколько иные KPI. Они больше касаются правильности выполнения технических действий, внимательности. Министр будет отвечать только за стратегические задачи, плюс сможет выделить время на взаимодействие с общественностью, на вовлечение населения в решение задач. На мой взгляд, это очень важно.

О ТРУДНОСТЯХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

И проблема, и сильная сторона — это люди. Что бы мы ни делали: строили дом, открывали дело или занимались цифровой трансформацией, — всю деятельность осуществляет человек, очень многое зависит от него.

В рамках этого проекта нам удалось самое главное — собрать тех людей, которые готовы меняться. Возможно, им чего-то не хватает или они еще сами не до конца поняли, что хотят меняться, но они «делатели», у них горят глаза. Из них мы сделали замечательную команду. Они внушают своему окружению, что трансформация действительно нужна и важна. Так создается эффективная среда, и не где-то, а в бюрократической системе, которая сложилась в органах власти.

Самое сложное — это управление изменением, поэтому важнее всего перестроить людей, чтобы они не создавали сопротивление. Мы им должны давать новые знания и поддерживать, и машина будет двигаться сама. Но есть эффект «рассола». Мы берем хорошенький огурчик с грядки, кладем в рассол, и как бы он ни хотел оставаться свежим, он все равно становится соленым. Нужно больше собирать людей с горящими глазами, внедрять их и менять «рассол». Тогда основная проблема управления изменениями будет решаться.

Некоторые люди считают, что при реализации этого проекта будут автоматизированы все процессы, и им ничего не нужно будет делать. Но это совершенно не так. А некоторые боятся увольнения. С этим приходится работать прежде всего путем выстраивания хорошей коммуникации. Например, каждую пятницу у нас устроено неформальное общение для членов проектной команды. Мы делимся новостями, рассказываем о том, что узнали нового, где находились на обучении, какие выводы сделали на этой неделе.

О СТАНОВЛЕНИИ ПРОЕКТА

Наш проект начинали дилетанты. У нас в министерстве не было таких компетенций. И я не обладала достаточными для решения этих вопросов компетенциями. В министерстве проходила программа обучения цифровой трансформации, члены проектной команды ее прошли. Высшая школа инновационного менеджмента активно сейчас работает — привозит очень интересных лекторов, которые нас прокачивают.

Обучаться можно у нас и в Москве, но, конечно, крайне важен зарубежный опыт. Я недавно приехала из Сингапура и для себя еще раз отчетливо поняла, что самое важное — культура, ценности, правила, которые мы себе прививаем на государственной службе. К сожалению, у нас идеологии государственных служащих нет, а нам это точно нужно.

Если мы занимаемся цифровой трансформацией, мы не должны говорить только про IT. Самый первый базовый уровень бизнес-процесса — это культура. А если где-то не хватает компетенций, их всегда можно получить, специалистов достаточно много даже в нашей стране.

О РЕЗУЛЬТАТАХ

Первый результат — сформированная команда. Кроме того, мы использовали опыт, полученный в рамках обучения в РАНХиГС по программе «Региональные экономические команды». Я открыла для себя формирование команды по психотипам. Все участники прошли тесты на определение психотипа и на восприятие людей и окружающей среды. Распределять функционал мы стараемся с учетом личных особенностей человека. К сожалению, в России это очень редко применяют, хотя это точно нужно.

Второе — мы открыли застарелые проблемы и сократили сроки по многим процессам. Например, передача имущества государства на муниципальный уровень у нас могла занимать год или два года, хотя должна занимать месяц. Обнаружились проблемы, которые не дают сделать это за месяц, но за шесть месяцев — абсолютно реально.

Третий результат пока не виден, но к концу 2020 года проявится. Мы создали базу для оцифровки всех бизнес-процессов. Сейчас верстается техническое задание для разработки информационной системы, которая позволит полностью процессную деятельность, а ее 86% от всей, автоматизировать. Соответственно, человеческого труда будет меньше. Мы рассчитываем создать такую систему, которую можно будет использовать в любом ведомстве Республики.

О ТАКТИЧНОМ И БЕРЕЖНОМ ПОДХОДЕ К ЛЮДЯМ

Я попала в министерство год назад. Это самое консервативное министерство, в котором люди работают по 20 лет, 50% из них место работы не меняли никогда. Я немного волновалась о том, что я буду делать. Но потом подумала: здесь множество замечательных людей, надо только подход к ним найти, верить людям и в людей! Когда ты показываешь, что можешь найти человеку такую работу, в которой он проявляет себя наилучшим образом, а он тут 20 лет работает и не знает, что у него есть подобные способности, остальной коллектив начинает подтягиваться. Мне кажется, что нужно больше работать с психологией людей. Это все непросто, небыстро, будут те, кто не способен смириться, не все готовы учиться. Хотя в наше время постоянно нужно учиться.

В любом случае процессная часть никуда не денется. Даже после автоматизации 86% деятельности потребуется проверять документы, уточнять информацию. Если часть людей уйдет из органов власти, они перейдут в подведомственные структуры. Главное, что должны понять люди, — они находятся в жесткой конкуренции. Если они это поймут и примут, все будет хорошо. Если нет, то это их выбор. Значит, они просто не попадают в 2% тех, кто будет управлять миром.

Футурологи говорят, что 80% будут зарабатывать на хлеб и зрелища, 16% будут обслуживать роботов, и 4% будут управлять миром. Выбор за тобой.

О СЕКРЕТЕ УПРАВЛЕНИЯ

Вера в людей и вера людям имеют первостепенное значение. Не менее важна отстраненность от политики и поддержка первых лиц.

Я считаю, что все слагаемые успеха у нас есть. Немного недостает культуры госслужащего, но она не может быть сформирована за месяц и даже за год. Слава Богу, в нашей Республике изменения очень активно продвигаются. Наше министерство ведь не в вакууме живет, оно постоянно взаимодействует с другими министерствами.

Когда мы начинали этот проект, мы видели стену неприятия, но сейчас посредством обучения, трансляции ценностей и правил нам удалось переломить ситуацию. Коммуникация существенно упростилась.

Думаю, что все составляющие успеха есть, нужно продолжать, не отставать, всегда держать себя в тонусе, не поддаваться «рассолу» и иметь, истинное желание двигать этот мир.

Присоединяйтесь к нашим социальным сетям